Новости СПК:  

Каждую осень свой профессиональный праздник отмечают специалисты, корректирующие дефекты речи у детей и взрослых. В России Международный день логопеда отмечают 14 ноября.

С трудностями речи сталкиваются и дети, и взрослые. Первые – из-за особенностей развития только что сформировавшегося речевого аппарата. Вторые – после полученных физических или психологических травм. Человеку, ограниченному в возможности устно или письменно выражать свои мысли, тяжело даётся процесс общения с окружающими. Тогда на помощь приходят логопеды.

Логопедия (от греч. Lógos – слово, речь и paideía – воспитание, обучение) – отрасль педагогической науки, которая изучает нарушения речи, способы их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия.

Зарождение специальности произошло в XIX веке. Логопедия сформировалась как отдельная ветвь науки в 1850-х годах. Специалисты того времени считали, что нарушения речи связаны с проблемами речевой мускулатуры и трудностями артикуляции. До этого времени существовала лишь сурдопедагогика, занимавшаяся проблемами людей с особенностями слуха и их умением разговаривать.

С развитием науки направление постепенно наполнялось педагогическим содержанием. Работа логопеда базируется на знаниях в области педагогики, психологии, физиологии, неврологии, дефектологии, языкознания, работает как с детьми, так и со взрослыми. Его работа не ограничивается исправлением вербальных особенностей речи человека – специалисты в этой области корректируют письмо, дыхание и даже глотание, что особенно актуально для людей, переживших инсульт и утративших некоторые важные физиологические способности.

Интересные факты

  1. Каждый разговор обеспечивает нам немалую физическую нагрузку – в процессе беседы человек задействует около сотни мышц шеи, груди, челюсти, губ.
  2. Одни и те же слова могут обретать разный смысл, в зависимости от того, каким тоном и с какой интенсивностью они произнесены. Из будничного вопроса «Как дела?» ваш собеседник сможет сделать вывод о вашем настроении, отношении и ответе, который вы ожидаете получить. Предзаданность смысла ваших фраз контролируется благодаря работе и координации мышц, задействованных в речи.
  3. 14 – максимальное количество звуков, которое человек может произнести за 1 секунду.
  4. Дети начинают изучать язык ещё в материнском чреве. Например, во французских семьях младенцы плачут с повышающейся интонацией, характерной для их языка. В немецких – напротив, с понижающейся.
  5. Человек – единственный из всех млекопитающих обладает весьма широким диапазоном звуков. Благодаря эволюции голосовой аппарат у нас находится в гортани ниже, чем у кого-либо из приматов. Поэтому мы – уникальные обладатели резонансной системы большого спектра, без которой невозможно представить речь и любой из существующих языков.
  6. Массаж кистей рук у малышей способствует не только овладению навыками письма, но и развитию речи ребёнка.
  7. К трём годам словарный запас ребёнка составляет около 1000 слов, а в его речи уже присутствуют развёрнутые фразы.
  8. Многие люди считают, что логопед – это врач, это убеждение ошибочно. Такие специалисты обучаются на дефектологических факультетах педагогических вузов, они основательно изучают анатомию речевого аппарата, неврологию и психологию.
  9. Голос считается визитной карточкой человека. Во многих банках мира сейфы запрограммированы на голос владельца. Система распознаёт малейшие изменения тона, что является надёжной защитой от взлома.
  10. Первые упоминания о речевых дефектах историки относят к XXX до н.э. Они были найдены в письменных памятниках Востока и Азии. В древнеегипетском папирусе было описано речевое расстройство, возникшее после физической травмы.
  11. Древнеримский врач Клавдий Галлей, живший во ІІ веке до н.э. впервые ввёл научную терминологию болезней речи. Он разделял расстройство голоса и речи, объясняя, что первая группа нарушений связана с дефектами гортани и мышц, а вторая – языка и окружающих мягких тканей. Также он описывал речевые расстройства вследствие заболеваний центральной нервной системы.

В мире существует профессиональное сообщество логопедов – Комитет речевых и языковых терапевтов, или CPLOL (Comité Permanent de Liaison des Orthophonistes), в который входят десятки стран.

Сегодня большая часть пациентов логопеда – это дети дошкольного и младшего школьного возраста. Однако логопед работает не только с детьми, но и решает проблемы, связанные с речевой коммуникативностью взрослых людей. Сфера деятельности этого специалиста не ограничивается исправлением произношения отдельных звуков, она охватывает гораздо более широкий спектр задач по оказанию помощи людям, страдающим от врождённых физических отклонений речевого аппарата, а также имеющим проблемы с речью и правописанием, вызванные психологическими травмирующими факторами.

Логопед помогает с исправлением разнообразных нарушений речи: недоразвитием, дефектами произношения, темпом и тембром речи. Помогая ребёнку преодолеть речевые проблемы, логопед заранее способствует предотвращению развития проблем с правописанием в более старшем возрасте. Именно с этим связана важная сторона работы современного логопеда: ранняя диагностика и выявление проблем логопедического характера с целью проведения своевременной коррекционной работы.

Учитывая важную роль логопедов в жизни пациентов, в 2004 году был учреждён этот международный профессиональный праздник.